Главная страница

Навигатор по статьям

О проекте

Олонец

Одним из старейших городов северной России является Олонец. Впервые упоминается 1137 годом.А стоянки первобытных людей в низовьях Олонки - на которой город и стоит - датируются 2-3 тысячелетием до нашей эры. 

С расположение городу, скажем так, «повезло». В районе Олонца практически постоянно шли Русско-Шведские войны, уже набравшие мощь к XII веку и временам Господина Великого Новгорода. А последняя война со шведами закончилась аж в XIX веке. До середины XVII столетия город неоднократно разорялся. В 1649-м году была построена крепость и с тех пор шведам ее не сдавали.

От самой крепости, увы, остались только макеты в музее....

Здесь же и герб города. Принят уже в 1781 году при Екатерине II, но рука со щитом и  перекрещенные книспели (особые снаряды - предназначенные дял разрушения такелажа противника в морском сражении)напоминают о том, что во время Северной войны 1700 - 1721 верфи Олонца (бывшего тогда в составе Ингерманландской губернии)  клеили танчики строили фрегаты для флота Российского, а железные заводы города лили пушки для армии.

Дальше... дальше стало поспокойней, граница отодвинулась на север. Но дважды еще пришлось Олонцу побывать местом боевых действий. В Гражданскую и Вторую Мировую войны. Причем в последнюю он успел даже несколько лет побыть финским городом  Аунуслинна (что в переводе означает «Крепость Олонии»). Потом наступило спокойствие...

Сейчас Олонец - это тихий и провинциальный городок. А там, где некогда стояли валы могучей крепости раскинулся парк...

Булыжная мостовая. Быть может когда-то по ней шагали и полуголодные красноармейцы, а спустя два с немногим десятилетия ее топтали сапоги финских солдат.

Одной из главных достопримечательностей Олонца является Собор Смоленской иконы Божией матери. Церковь расположена в центре города, на острове, который соединяется с «большой землей» тремя двумя мостами. Снимок сделан с одного из них.

Второй мост. Тоже старый деревянный.

А вот еще с одним мостом вышла неувязочка. То ли половодье в этом году выдалось чересчур сильное, то ли просто следили за мостом плохо - но он частично разрушился...

В Олонце много и других деревянных пешеходных мостов. Некоторые даже защищены ледоломами.

Просто улица города.

Куда еще стоит зайти - это городской музей. Здание расположено в парке, недалеко от собора.

Можно увидеть старые фотографии города. Вот так выглядел собор больше ста лет назад. Виден один из мостов на остров.

А это типичный городской дом того же периода.

Помимо истории и краеведения в музее можно было найти выставку берестяных изделий. Вот это все из бересты.

И это тоже.

р. Свирь.

Там, где шоссе Санкт-Петербург - Мурманск пересекает реку Свирь, последняя достигает ширины 300 метров. Через нее перекинут автомобильно-железнодорожный мост впечатляющей конструкции. Интересно - что дорога после спуска с моста, если ехать к Петербургу, делает поворот больше чем на 180 градусов. Снимок сделан с Мурманского шоссе.

Мост имеет так называемую лифтовое устройство - когда под ним необходимо пройти крупному судну - средний пролет как на лифте поднимается вверх, освобождая проход.

Новая Ладога

Город Новая Ладога обязан своим появлением Северной войне. Когда-то здесь был Николо-Медведский монастырь. Но в 1702 году по приказу императора Петра I вокруг монастыря появились укрепления, а в устье реки Волхов, на которой стоит монастырь была построена верфь. Через два года был основан и, собственно город. Позже пришел сюда сначала Староладожский, а потом спустя почти полтора века и Новоладожский каналы. Город становится важным транспортным узлом водных магистралей. Лишь с постройкой железной дороги Москва - Санкт-Петербург транспотное значение Волховской водной системы и, вместе с ней Новой Ладоги начинает постепенно уменьшаться...

Принимала участие Новая Ладога и во Второй Мировой войне. Именно здесь была база Краснознаменной Ладожской военной флотилии.

Огромную роль сыграла флотилия в легендарной Дороге Жизни. Именно ее корабли спасали осажденный Ленинград. Моряки снабжали город грузами, занимались эвакуацией гражданского населения, отгоняли врага, который во что-бы то ни стало хотел перерезать тоненькую ниточку жизни, высаживали десанты, обстреливали береговые укрепления, ставили мины. Недоедавшие, недосыпавшие, страдающие от ран, наконец, просто измученные тяжелой работой люди - в сложнейших условиях - делали свое дело.

Переснято в музее Новой Ладоги.

Два корабля флотилии установлены на берегу Волхова как памятники.

Тральщик ТЩ-100.

Построен в Финляндии в как ледокольный пароход в 30-х годах. Захвачен как трофей, служил буксиром, учебным судном. Мал. Тихоходен. С начала военных действий вооружен двумя 45-мм пушками и тремя пулеметами. Сорвал немецкий десант на остров Сухо в Волховской губе, работая против многократно превышающих его вооружение сил противника. После войны вернулся к мирной профессии и до начала 80-х работал буксиром в рыболовецкой артели. С 1982 г. корабль-памятник.

Буксирный пароход Харьков.

Еще меньше, еще тихоходнее. Осуществлял прокладку в осажденный Ленинград нефтепровода и электрокабеля (ток подавался с того, что смогли восстановить на Волховской ГЭС). Тоже корабль-памятник.

Военный натюрморт. Заодно можно получить представление о дневном пайке времен блокады. По идее там 125 грамм хлеба. Переснято в музее Новой Ладоги.

Помимо дней военных дней лишений - знал город и времена процветания. Старые торговые ряды города по современным меркам выглядят достаточно шикарно. Хотя для XVIII века это было достаточно типовое здание.

Конечно, век осьмнадцатый не знал гипермаркетов. И торговые ряды - по современным стандартам - обычный рынок - использовались более активно. Сейчас же часть здания не используется.

Здания и люди - связь времен Петровского столетия. Памятник в виде бюста Александру Васильевичу Суворову.

В Новой Ладоге будущий генералиссимус некогда командовал Суздальским пехотным полком. Здесь же он писал и свои труды о воспитании солдат и боевой подготовке войск.

Николо-Медведский монастырь, возведенный в XV веке, ставший в свое время ядром Новой Ладоги сохранился и по сей день. Вид на Никольский собор монастыря.

Снаружи все выглядит отреставрированным, однако, внутренний двор являет несколько более печальную картину.

Однако, среди хлама и оголившихся кирпичей тут можно найти такую вот винтовую лестницу. Наверху икона и довольно неплохая смотровая площадка.

Вид со смотровой площадки на реку Волхов, кладбище на территории монастыря и остаток монастырских ворот.

Николо-Медведский монастырь все-таки в хорошем состоянии. А вот церкви Климента Римского и Петра Александрийского, построенной в 1743 году повезло меньше.

Когда-то в советские времена церковь использовалась в качестве кинотеарта — теперь же брошена и разрушается.

Рядом церковь Спаса Нерукотворного образа, почти ровесница соседки — построена в 1753 году. Состояние такое же: планомерный переход цикла храм -> хлам.

А так эта церковь была снята Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским в далеком 1909 году. Переснято в музее Новой Ладоги.

За брошенными церквями брошенный катер.

А вот могила потомственного почетного гражданина Кулагина Назара Фомича, представившегося 27 ноября 1879 года на 86-м году на удивление в хорошем состоянии.

Назар Фомич в 1860-х был городским головой, а еще и известным благотворителем. Пользовался и уважением граждан, и, судя по состоянию надгробия продолжает им пользоваться даже спустя больше полтора века. Интересно — выпадет ли кому-нибудь из современных Новоладожских чиновников такая слава?

Недалеко от Николо-Медведского монастыря расположено место впадения Новоладожского канала в реку Волхов. Но чтобы туда попасть — сначала приходится перейти через протоку Староладожского канала, ведущую к судостроительному заводу.

Перейти протоку можно по пешеходному настилу а для энтузиастов хождения по дну рядом еще один мостик уходит в воду.

Вот и сам Новоладожский канал. Домики, пристань... деревенский, умиротворяющий пейзаж.

Устье. Спят катера чутким сном...

Но сам канал здесь не кончается. Образуется перекресток: на противоположном берегу красный маячок показывает место дальнейшего продолжения Новоладожского канала, а белый — протоки Староладожского.

Историческое же устье Староладожского канала находится чуть выше по течению Волхова.

Канал оборудован шлюзами — уровень воды в нем выше, чем уровень воды в Волхове.

Проблема в том, что Староладожский канал изначально построили очень мелким и чтобы сделать его пригодным для судоходства — уровень воды пришлось поднять. Существовали даже паровые насосы, поддерживающие уровень воды в канале.

А вот суда раньше по каналу тянули лошадями! Переснято в музее Новой Ладоги.

Музей Новой Ладоги расположен в тихом живописном квартале старых зданий.

В XIX веке здание музея было построено как дом купца Тимофеева.

Зазывная композиция.

В музее можно взглянуть на старые фотографии города. Узнать, например, как в блокадный Ленинград по воде доставлялись железнодорожные цистерны.

Увидеть чучело уникального обитателя озера - ладожской нерпы.

Выяснить — какие эталоны женской красоты существовали сто лет назад.

Узнать — какими компьютерами пользовались писатели в прошлом веке.

Оценить акварели домашних животных, посетив выставку художницы Асии Малиной-Лаптевой.

Песик в тюльпанах.

Левушка в сонном полете.

Ну и просто отдохнуть. Огромное спасибо смотрителю музея за хорошую экскурсию.

Рядом с музейным строением притаился старый учительский дом. Тут жили учителя из расположенной по соседству школы. Увы - современность не обошла дом стороной - окна второго этажа щеголяют пластиком. Хотя, на мой взгляд неплохо.

Церквям в Новой Ладоге прямо скажем — не очень везет со своим состоянием. Церковь Георгия Победоносца была построена в 1764 году. До наших дней дошла вот в таком виде.

Раньше церковь состояла из двух частей — новой каменной и старой деревянной. Причем — по преданиям - когда строили деревянную часть — сам Суворов таскал для нее бревна в числе работников. Александр Васильевич мог, да. Снято в музее Новой Ладоги.

Но в 1990-х деревянная пристройка сгорела. Была повреждена и каменная часть строения. С тех пор это все ветшает и разваливается.

С поникшей головой стоит через дорогу от руин каменный солдат на кладбище павших во Второй Мировой. Вряд ли он был верующим при жизни - но не думаю - что ему приятно такое наплевательское отношение живых к памятникам архитектуры.

Само кладбище пока что в хорошем состоянии. Хотя некоторые таблички уже заросли травой. На большей части по несколько фамилий. И, почему-то кажется - что многие погибли совсем молодыми ребятами.

Встречаются и чуть более масштабные по размеру плиты.

Старая Ладога

Вполне логично - что помимо новой Ладоги существует и Старая Ладога. Она действительно старая - возникла аж в VIII веке!

До крещения Руси оставались века а Старая Ладога, уже существовала. Правда заселена была она скандинавами и называлась Альдейгья. Позже пришли ильменские словене, скандинавов прогнали, а Ладога стала торгово-ремесленным поселением на пути из варяг в греки. В IX веке, изрядно подзамотавшись восстанавливать селение после очередной междоусобной войны ладожане решили - крепости быть. И крепость построили - Ладога стала уже настоящим древнерусским городом, да еще и удачно расположеным на пути из варяг в греки. А по одной из летописных версий именно ладожане и призвали в 862-м году Рюрика для защиты своих земель от набегов.

Однако крепость была деревянной и вполне закономерно - что в конце X века гордые норвежцы во главе с Эйрихом, не убоявшись Рюрика, разнесли ее по бревнышку. Только через сотню с лишним лет - в 1116 веке у славян таки дошли руки до постройки каменной крепости. Зато отстроили ее настолько капитально, что часть дошла и до наших дней - пройдя временной путь в без малого 900 лет...

Но Ладоге не суждено было стать для русского Севера столицей. В 1703 году Петр I - наводивший порядок в своих северных владениях, повелел основать город в устье Волхова. То ли царь был с глубокого похмелья, то ли просто в плохом настроении - но только не нашел он ничего умнее, как обозвать заложенный город Новой Ладогой, и отобрать у исторической Ладоги города и герб. Взамен же с барского плеча пониженному в звании поселению досталась лишь приставка Старая. А многим ладожанам государь повелел переехать в новый город. Какие матюги стояли в адрес царя-антихриста догадаться несложно. Но самодержец - это вам не мэр и не президент и поспорить с монаршей волей было сложно. Переезд свершился и с тех пор и до нашего времени в тихом поселке Старая Ладога лишь только крепость и два монастыря напоминают о былом величии.

Об одном из последних и пойдет рассказ: Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь. Именно здесь была с 1718 по 1725 году заключена первая жена Петра I - Евдокия Лопухина.

Монастырь стоит на трассе А115 - слева - по направлению движения к Великому Новгороду.

Собственно, единственным древним зданием считается только церковь Успения Пресвятой Богородицы постройки XII века.

Остальные здания уже практически современные.

Церковь Воздвиженья Креста (кирпичное здание) , совмещенная с больничным корпусом построена в 1861 году, а келейный корпус (деревянное сооружение) в 1859 году.

Настоятельский корпус построен и того позже — в 1880 году.

А вот еще одному келейному корпусу постройки 1843 года повезло меньше — он дошел до наших дней в несколько потрепанном состоянии.

Старые надгробия. На задворках — как ненужный хлам.

А так в целом территория сравнительно благоустроена. Есть даже фонтан.

А это, видимо, напоминание о необходимости трудолюбия в жизни и делах.

Староладожская крепость более монументальна.

Ее история уходит в языческие времена Руси. Первая деревянная крепость была построена еще Рюриком в 862-м году. Однако в 992-м году норвежский ярл Эрик со своим войском разнес крепость в щепки. Деревянная крепость версии 2.0 появилась в начале XI века. Но умные славяне вскоре смекнули — что укрепления из дерева недолговечны и, не став ждать пока вторую крепость постигнет судьба первой — в начале XII века построили каменную. С тех пор крепость многократно подвергалась переделкам, вводились дополнения, фиксились баги, до тех пор, пока укрепления окончательно не утратили своего военного значения и не превратились в музей — коим являются и сейчас.

Крепость довольно удачно расположена в устье небольшой реки Ладожки — с трех сторон омывается водой.

В XVI веке к крепости для пущей убедительности было пристроено и земляное городище — защитившее ее с четвертой стороны.

Приземистые и массивные укрепления.

Крепость же сама сооружена на земляной насыпи — что делает ее еще более монументальной.

Стены при реконструкции 15 века были укреплены валунами и облицованы плитами. Ширина у основания увеличилась до 7 метров. По стене сверху идет крытая галерея.

Старые же участки стен поросли мхом за много столетий.

Идет реконструкция. Или, правильней сказать, реставрация.

До части, обращенной к Волхову еще не добрались.

Россыпи валунов потихоньку сползают в реку. Камни под ногами есть элементы Тайничной башни.

Деревья своими корнями разрывают остатки стен.

Осыпается и Раскатная башня. Доберутся — и ее приведут в порядок.

Церковь Святого Георгия только побелить заново надо.

А вот церковь Дмитрия Солунского как новенькая.

Тут же погребен и один из старост церковного прихода Георгиевской церкви — Смоленков Алексей Степанович — в прошлом купец второй гильдии. 1849 — 1897 гг. - 48 лет...

Вообще церквей вдоль Волхова довольно много. На снимке церковь Илии Пророка в деревне Плеханово.

Ну что ж — засим все. Путешествие вокруг Ладожского озера подошло к концу. До новых встреч.

Вернуться на главную страницу